Тахографы

Уснул в Италии — наказали во Франции

С начала этого года в Европейском Союзе активизировался контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Германия, Франция, Нидерланды стали негласными лидерами в борьбе за право водителей на комфортный сон. Италия, Испания, Португалия пока не внесли в национальное право требование о ночёвках в гостинице – вроде бы, смотрят лояльно на грузовые «гостиницы на колесах». И вдруг наш транспортный форум «взорвал» случай из ряда вон выходящий: водитель латвийской компании провёл положенные 45 часов отдыха в своей кабине в Италии, а затем был остановлен во Франции и был вынужден заплатить 750 евро штрафа на месте за некомфортный отдых либо оставить машину с грузом в Тулузе.

Закон суров, но он закон

К призыву о помощи менеджера оштрафованной фирмы Инесе многие участники форума отнеслись недоверчиво. Может быть, водитель тахограф не переключил на границе как будто всё это время Францию не покидал, или забыл вынуть чип на стоянке, посыпались комментарии в чате. Как оказалось, забывчивость не при чём, причина кроется в тонкостях международного права, которые нам разъяснила адвокат Елена Цвирко.

Строгое правило еженедельный 45-часовой отдых проводить только в гостинице принято 12 лет назад, оно входит в общий регламент Европейского Парламента и Европейского Совета №. 561/2006. Этот регламент в целом регулирует режим труда и отдыха работников транспортной сферы.

Не вдаваясь в подробности иерархического устройства европейского законодательства, обратим внимание всего лишь на один очень важный момент: регламент, в отличие от директивы, имеет прямую юридическую силу в странах ЕС, то есть, его не обязательно переносить в национальное законодательство, он и без этого действует по всему ЕС с марта 2006 г.  Так, в статье 18 говорится, что «страны-члены принимают все обходимые меры для обеспечения выполнения этого регламента». А статья 19 часть 2 предписывает компетентным органам стран применять на своей территории санкции к предприятиям и/или водителям за нарушение регламента даже в тех случаях, когда собственно нарушение происходило в другой стране ЕС. Вопрос в том, почему о предписании штрафовать «за себя и за соседа» вспомнили только в этом году.

Бельгийцы создали прецедент

Зимой 2016 года бельгийская фирма «Vaditrans» попала в похожую переделку, водитель был оштрафован за отстой в кабине в Испании французской службой транспортного контроля. Бельгийцев такое «добрососедство» обидело, и они обратились в суд. Почти год спустя, в 2017-ом году под рождество, суд вынес вердикт о правомерности действий подданных Франции и применимости того самого регламента Европейского Парламента и Европейского Совета №. 561/2006 по всему Европейскому Союзу.  В решении говорилось, что ч.6 и ч.8 ст. 8 нужно понимать так, что нельзя воспользоваться указанными в этих частях периодами отдыха, будучи в кабине транспортного средства, т.е. водитель не вправе проводить еженедельный 45-часовой (и более продолжительный) отдых в кабине своего автомобиля. Так что у наших латвийских партнёров не было другого выхода, как подшить копию протокола в папку бумаг с непредвиденными расходами и признать потерю 750 евро меньшим из зол.

Размеры штрафов: кто больше?

Заметим, Франция по размеру штрафов за нарушение режима труда отдыха водителей прямо-таки чемпион. На месте с водителя могут потребовать до 2300 евро, а кроме этого выкатить и предприятию счёт до 30 000 евро. В Германии отдых в кабине, фактически, таковым не считается, и за него начисляются штрафы по 60 евро в час водителю и по 180 – транспортному предприятию (аналогично считается, если водитель вообще пропустил свой регулярный отдых). В Бельгии тариф штрафа на отдых в кабине пониже –1800 евро, а в Голландии «ставка» самая низкая – 1500 евро. В последнее время в Беликобритани тоже взялись проверять дальнобойщиков, но там допустимы ночёвки в кабине на территории оборудованной стоянки или площадки сервисного обслуживания. Если же фура стоит на обочине дороги общего пользования, в карманах вдоль шоссе или вблизи въезда/выезда с автострады – водителю могут назначить штраф в размене 340 евро.

Напомним, любая страна вправе наказывать за нарушение, если до неё это не сделал сосед. Прямо хоть выбирай, кем быть оштрафованным, чтоб подешевле!

Чем докажешь?

Единственным достоверным свидетельством того, что отдых водителя прошёл в достойных условиях, является счёт из гостиницы или апартаментов. Комнаты на airbnb.com – не исключение, домовладелец может и должен выписать счет за аренду. На крайний случай, выписка с банковского счета о переводе денег владельцу жилья может служить доказательством факта аренды. Также на всякий случай полезно сохранить телефон администратора или хозяина апартаментов – пусть проверяющий сам позвонит и убедится, где ночевал водитель. На форуме продолжаются споры, где можно выспаться лучше – в родной подвесной люльке в кабине или на двухэтажных кроватях в компании чужих храпящих людей, но для дорожных инспекторов это не аргумент. Ещё одна дилемма – что, если на свой еженедельный отдых водитель остановился у родственников или знакомых? Сейчас никого уже не удивляет наличие родственников по всей Европе и миру. Однако, никто не сможет заверить документально, что предоставленное койко-место было достаточно комфортабельное, как того требуют стандарты транспортных профсоюзов Германии, с которых, собственно, и началась борьба за достойный отдых для дальнобойщиков.

Осознанный риск

Логика требует, чтобы любой запрет – прежде, чем кого-то наказывать – был обеспечен возможностями. Скажем, Германия вправе требовать, чтобы водители ночевали вне транспортного средства, потому что там на любой оборудованной автостоянке есть и гостиный двор. Существенный минус – ночлег в такой придорожной гостинице стоит от 40 евро в сутки, так что еженедельный отдых покажется роскошью. Между тем в соседней Франции (с их-то суровостью к нарушителям) никто особенно не заботится об обеспечении недорогой придорожной гостиницы близ охраняемой стоянки для грузового транспорта. Кто гарантирует сохранность груза, чья стоимость может быть четырехзначным числом?

На нашем форуме в ответ на чью-то просьбу посоветовать место ночлега во Франции одна из участников форума ответила:

— Не останавливались в гостинице, и не собираемся. К утру от груза, топлива и машины может остаться одно название! Французская полиция по ночам, если нет убийства, не приежает, поэтому ночью у них правят балл преступники и беженцы.

Продолжение следует

По данным белорусских перевозчиков, в феврале на одной из стоянок в Германии за 45-часовой отдых в кабине оштрафовали 34 водителей, в Голландии за февраль таких нарушителей поймано около 50. К водителям из Восточной Европы – особое внимание. Во-первых, они зачастую вынуждены экономить в неравной конкуренции с Западом (поэтому на свой страх и риск останавливаются на отдых не в тех условиях, как предписано регламентом); во-вторых, гораздо легче остановить на дороге машину из чужой страны, её за версту видно хотя бы по разноязыкой рекламе на бортах! А как раз «родные» машины, например, с французскими номерами, нет смысла проверять – у них даже если маршрут рассчитан на несколько дней, еженедельный отдых водитель проводит дома, это и владельцу выгоднее.

В марте Великобританское агентство автомобильных дорог объявило похожую акцию для водителей грузовиков, автобусов и микроавтобусов. В рамках одного контроля разрешено штрафовать максимум за 5 нарушений до 1500 фунтов стерлингов. Парламент Дании с июля этого года запретит парковать грузовики на автостоянках более, чем на 25 часов – ещё одна мера против ночлега в кабине.

Мораль этой публикации такова: совсем не важно, в какой европейской стране водитель проводил еженедельный 45-часовой отдых. Важно, что если он не сможет доказать, что отдыхал не в кабине своего автомобиля, то в тех странах, где этот запрет действует на национальном уровне, штрафа не избежать. Да и в другой стране (как в нашем случае) могут оштрафовать – стоит только водителю повстречаться с дотошным инспектором. Тут, как говорится, был бы повод, а основание найдётся. В качестве «первой ласточки» одно из крупных транспортных предприятий в Литве уже объявило о заключении договоров с хостелами в Германии.

Источник: Cargonews.lt

Рабочий тахограф - залог Вашей безопасности на дорогах.
Tachograph Service Control - лидер на рынке Узбекистана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *